Главная » 2019»Март»27 » Инвестиции Японии в аэропорт Хабаровск вынуждают Токио сменить тактику по Курилам
00:01
Инвестиции Японии в аэропорт Хабаровск вынуждают Токио сменить тактику по Курилам
Участие консорциума японских компаний в строительстве нового аэропорта Хабаровск показывает несостоятельность аргументов Токио по мирному договору. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Японские инвесторы вложились в российский аэропорт" data-author="Пресс-служба Минобороны РФ" data-owner="mil.ru" Инвестиции Японии в аэропорт Хабаровск вынуждают Токио сменить тактику по Курилам">
"Приход в крупный российский инвестиционный проект крупной японской корпорации полностью опровергает тезисы Токио о необходимости заключения мирного договора с Москвой. Японская сторона привычно настаивает, что отсутствие этого документа препятствует развитию широких экономических связей между двумя странами. И чтобы заключить договор России нужно пойти на уступки и передать России четыре острова южнокурильской гряды.
А как только документ будет подписан, перед Россией и Японией якобы засверкают новые блестящие торгово-экономические горизонты, резко вырастет взаимная торговля, на РФ обрушатся объемы инвестиция и хлынет поток новейших японских технологий. Это все тезисы, которые нам пропагандирует японская сторона, отдельные деятели в РФ их поддерживают. Приход крупных инвесторов в привлекательный российский проект их наглядно опровергает. Возможно, теперь Токио придется подкорректировать тактику по продвижению "курильского вопроса" через мирный договор", - подчеркивает аналитик.
Консорциум японских компаний примет участие в строительстве и эксплуатации нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Хабаровск. Соглашение об этом подписали во вторник в Токио председатель совета директоров АО "Хабаровский аэропорт" Константин Басюк и президент корпорации Sojitz Масайоси Фудзимото. В консорциум включены корпорация Sojitz, а также JOIN и JATCO – японский бизнес-альянс приобретает долю аэропорта в размере 10% его акций. Акционерным соглашением также предусмотрен опцион на увеличение доли консорциума японских компаний в АО "МАХ" до 25% плюс одна акция.
"Проблемы экономических взаимоотношений России и Японии лежат не в сфере мирного договора, просто обе страны не видят общих точек соприкосновения. Япония – третья экономика мира, вторая экономика Азии и, казалось бы, заинтересована в развитии отношений с РФ. Но объем торговли значительно упал в сравнении с 2011 годом – до 17 млрд долларов, здесь сыграли роль как падение цен на нефть, так и антироссийские санкции. Японские инвесторы просто не видят, где в РФ могут выгодно вложить средства.
Ближайший к Японии регион РФ – Дальний Восток, где всего 6 млн жителей, уровень доходов которых относительно невысок. Потому все совместные предприятия японцы размещают в европейской части России – там, где есть спрос. Это Москва, Петербург, Тверская область, завод по производству покрышек на Волге. Японские инвестиции хлынут в РФ в тот момент, когда бизнес увидит перспективы, и мирный договор, как и Курилы, для этого не препятствие", - подчеркивает востоковед.
Дальневосточные перспективы
Проект реконструкции аэропорта Хабаровск предусматривает два этапа: сначала строится новый терминал внутренних авиалиний пропускной способностью три миллиона человек в год, начинается его операционное управление. На втором этапе, рассчитанном на 2020-2023 годы, ожидается строительство и последующее совместное управление новым терминалом международных авиалиний аэропорта Хабаровск. Объем инвестиционных вложений в проект, как ожидается, составит 4,9 миллиарда рублей.
Аэропорт Хабаровск ждет масштабная реконструкция в два этапа" data-author="Дмитрий Фиронов/CC BY-SA 3.0" data-owner="wikipedia.org" Инвестиции Японии в аэропорт Хабаровск вынуждают Токио сменить тактику по Курилам">
По словам Басюка, наиболее ценной инвестицией со стороны японских компаний станут не финансовые вложения, а опыт в сфере строительства и управления аэропортами, а также высокие стандарты обслуживания пассажиров. Сделка станет первым случаем, когда иностранный инвестор выкупает долю в строящемся российском аэропорту - прежде сотрудничество касалось только уже готовых объектов.
"Как известно, российские власти на сегодняшний день ведут политику, которая ставит целью развитие Дальнего Востока, повышение уровня жизни в регионе и рост инвестиционной привлекательности. Если поставленные задачи будут достигнуты, интерес японских инвесторов к России и ее ближайшим областям, бесспорно, вырастет. Ведь сразу отпадает необходимость преодолевать огромные логистические проблемы во взаимодействии с российскими партнерами.
Как известно, японцы не любят пользоваться Транссибирской магистралью РФ для доставки грузов – считают ее тарифы неоправданно высокими, а защищенность перевозимой продукции недостаточной. Потому сырье и комплектующие для предприятий Москвы и Петербурга они возят морем, делая огромный и дорогостоящий крюк вокруг Европы. Конечно, японскому бизнесу выгоднее вкладывать средства в сопредельные области РФ, нежели преодолевать половину континента.
Приход в РФ крупного японского консорциума даст серьезные плоды, и чем больше в нашей стране будет подобных привлекательных проектов, тем охотнее японские предприниматели начнут в них вкладываться. Рассуждения о необходимости мирного договора и радужных его перспективах остаются лишь политикой Токио, призванной добиться от Москвы подвижек в территориальном вопросе", - заключает Валерий Кистанов.